В переводе с английского слово «мерчандайзинг» означает «торговать». Иными словами, специалист в этой области должен облегчать процессы покупки и помогать клиенту в выборе оптимальных товаров. Организация мерчандайзинга играет важную роль в работе любой компании. При грамотном подходе можно значительно увеличить продажи и обеспечить постоянный рост прибыли.

Организация мерчандайзинга

Увеличение продаж с помощью мерчандайзинга

Главная цель при организации мерчандайзинга состоит в увеличении продаж. Как показывают исследования, большинство покупателей при посещении магазина не имеют определенных намерений относительно марки товара, то есть решение о покупке принимается прямо перед прилавком. Поэтому мерчандайзер должен оформить торговую зону таким образом, чтобы она максимально стимулировала к приобретению.

По сути, мерчандайзинг является презентацией продукции, позволяющей обратить внимание покупателя на конкретный товар или бренд. Его использование всегда направлено на достижение конкретного результата – стимулировать желание пользователя к выбору и покупке предлагаемого продукта. На основании этого организация мерчандайзинга должна учитывать следующие моменты:

  • ассортимент магазина;
  • варианты организации торговой зоны;
  • способы выкладки продукции;
  • ценообразование;
  • распределение торгового оборудования;
  • информационное обеспечение зала.

Чтобы увеличить продажи, мерчандайзинг должен охватывать все сферы торговли, которые способны влиять на клиента и формировать у него положительное впечатление о продукте. При его организации важно мотивировать покупателя к совершению действия и сделать его более лояльным к самому магазину, товару или торговой марке. Правильно организованный мерчандайзинг способен повысить узнаваемость того или иного продукта, а также поднять спрос на него и тем самым увеличить продажи.

Увеличение продаж с помощью мерчандайзинга

Как это работает

При организации мерчандайзинга следует придерживаться определенной последовательности работ:

  1. Определение целей, в том числе по расположению продукции, полочному пространству, размещению рекламы и оборудования.
  2. Выявление запасов продукции в зале для обеспечения ее постоянного наличия и прямой доступности.
  3. Расположение товаров согласно поведению покупателей, маршрутам их движения, ценам.
  4. Выбор способов демонстрации продуктов, размещение POS-материалов.
  5. Установка технического оборудования.
  6. Постоянный контроль выкладки, удержание внимания покупателей.

Если грамотно подойти к организации мерчандайзинга, можно добиться более привлекательной выкладки товарных позиций и значительного роста продаж. Продвижение товаров позволит оптимизировать складские запасы и сократить маркетинговый бюджет.

Разновидности мерчандайзинга

Мерчандайзинг может классифицироваться в зависимости от особенностей организации. Согласно этому критерию выделяют три его типа:

  • Визуальный мерчандайзинг – базируется на основах дизайна и психологических особенностях личности. С его помощью можно подыскать наиболее комфортное расположение товара, подобрать привлекательные ценники и вывески. Визуальный мерчандайзинг позволяет успешно продвигать любые продукты и бренды, но наибольший эффект дает при продажах косметики, парфюмерии, различных аксессуаров.
  • Перекрестный – основывается на правильной выкладке продукции и обычно применяется в магазинах с частичным или полным самообслуживанием. Главной задачей специалиста при использовании этого вида является побуждение человека к покупке сопутствующих товаров. К примеру, если рядом с пивом разместить чипсы, то клиент с большой вероятностью купит и то, и другое.
  • Технический мерчандайзинг – осуществляется с использованием технического оборудования и рекламы. В частности, при его организации применяются витрины, зона кассы, баннеры, промо-стойки. Оборудование должно быть надежным, правильно размещаться, чтобы не мешать покупателям ходить по торговым залам.

Методы мерчандайзинга

Мерчандайзинг в магазине

При организации мерчандайзинга можно использовать множество различных методик. Главной из них является правильное зонирование пространства с делением магазина на функциональные зоны. Обязательное условие – внедрение так называемых горячих точек, где посетители совершают большую часть покупок. К ним относятся:

  • Прикассовая зона – привлекает внимание в силу того, что покупателю приходится задерживаться возле нее во время очереди в кассу. Здесь лучше выкладывать мелкие, недорогие позиции, которые не окажут существенного влияния на общий чек.
  • Площади при входе в магазин – используются для размещения сезонных товаров или продуктов с высоким спросом. Благодаря такому подходу покупателю не нужно тратить время на поиск желаемых позиций внутри магазина.
  • Витрины и полки по правую руку – большая часть покупателей являются правшами и, соответственно, уделяют больше внимания товарам справа от себя. В этих зонах рекомендуется раскладывать новинки или акционный товар.

Второй метод мерчандайзинга – это правильная выкладка продукции. Товары на пути следования по магазину рекомендуется расставлять от дорогих к дешевым. Продукцию со средней ценой лучше размещать на уровне глаз, а позиции с завершающимся сроком годности ставят на отдельных островках или горках.

Немаловажным методом мерчандайзинга является реклама, в том числе с привлечением POS-материалов. Они играют большую роль в розничной торговле и помогают покупателям сориентироваться в широком ассортименте. При помощи рекламных предложений можно привлечь человека к определенной продукции и предоставить ему больше информации об интересующей позиции.

Таким образом, организация мерчандайзинга – это непроста задача, которая требует навыков и знакомства с основными методами увеличения продаж. Чтобы добиться успеха, продвижение продуктов стоит доверять профессионалам, которые проведут детальный анализ торговой площади и помогут вывести работу компании на новый, более качественный уровень.