Конкуренции на рынке розничной торговли побуждает магазины и супермаркеты уделять повышенное внимание мерчандайзингу. Под этим понятием подразумевают элемент маркетинга, согласно которому подбирается методика продажи товаров. Чтобы магазины обладали индивидуальностью и привлекали большое число посетителей, нужно не просто эффективно использовать уже известные торговые рычаги, но и постоянно искать новые. Мерчандайзинг в розничной торговле помогает в этом вопросе и обеспечивает заметное увеличение продаж.

Мерчандайзинг в розничной торговле

Что такое мерчандайзинг

Под мерчандайзингом в магазинах понимают комплекс мероприятий и инструментов, которые стимулируют покупателей. Термин происходит от английского merchandise, что переводится как «торговать». Система появилась в процессе развития самообслуживания и с того времени широко применяется в розничной торговле. Часто под ней подразумевают эффективную выкладку товаров, но в действительности мерчандайзинг является комплексным понятием, которое включает в себя такие направления:

  • оптимизация торгового ассортимента;
  • технологические приемы по продвижению продукции;
  • обеспечение рациональной планировки торговых залов;
  • эффективное управление персоналом.

Мерчандайзинг приобрел популярность после исследований, которые показали, что около 80 % решений о покупке принимаются непосредственно в магазине. Даже в ситуациях, когда посетитель заранее запланировал приобретение конкретного товара, он выбирает бренд уже внутри торгового зала. Помимо этого, места продажи продукции становятся для посетителя главным источникам сведений об интересующем товаре. В силу этого мерчандайзеры акцентируют внимание покупателей на тех позициях, продажи которых им нужно повысить. Таким образом, применение приемов и методов мерчандайзинга в розничной торговле обеспечивает более эффективное управление продажами и помогает существенно повышать прибыль.

Мерчандайзинг в рознице

Как мерчандайзинг используется в розничной торговле, его виды

Мерчандайзинг имеет большое значение для розницы, поскольку позволяет поднять доходы с каждого метра полочного пространства. Использование его приемов увеличивает число клиентов, повышает производительность персонала и обеспечивает такие возможности:

  • совершенствование торговых процессов за счет привлечения современных технологий;
  • увеличение розничного товарооборота, включая продукцию пассивного и импульсного спроса;
  • сокращение затрат на рекламу, организацию маркетинговых кампаний;
  • эффективная эксплуатация торговых площадок;
  • регулирование потоков покупателей посредством прокладки маршрутов и рационального использования торгового оборудования;
  • обеспечение доступности тех или иных продуктов без привлечения консультантов;
  • создание положительного имиджа магазина;
  • перераспределение ресурсов торговой точки в пользу тех услуг, которые будут стимулировать посетителей к покупке.

При использовании системы увеличения продаж привлекаются мерчандайзеры, которые могут различаться по характеру своей работы. В частности, специалисты делятся по таким видам, как универсальные сотрудники или те, которые занимаются выкладкой товара, составлением планограммы, оформлением дизайна торгового зала, мониторингом и контролем продаж.

Каким магазинам нужен мерчандайзинг

При ведении розничной торговли тип реализуемого товара не играет особой роли. Мерчандайзинг может увеличить продажи всюду, где имеются покупатели и товар. При грамотном подходе он становится неотъемлемым элементом следующих торговых точек:

  • супермаркеты;
  • торговые центры;
  • строительные гипермаркеты;
  • аптеки;
  • универмаги, универсамы;
  • бутики;
  • магазины садовых товаров.

Принципы и способы выкладки продукции могут различаться по направлению деятельности торговой точки, но в любом случае они преследуют одинаковые цели – повышение продаж и прибыли.

Цели мерчандайзинга

При использовании мерчандайзинга можно решать две главные задачи:

  • Стимулирование сбыта – предусматривает правильное размещение товаров на полках, которое побуждает посетителя совершить незапланированную покупку. На основании выбранной стратегии покупателя можно стимулировать на приобретение конкретного продукта, что выгодно как для самого магазина, так и для торговой марки. Повышение прибыли в этом случае достигается продвижением товара и общим стимулом на совершение покупок.
  • Улучшение имиджа торговой точки – достигается за счет повышения качества обслуживания. На лояльное отношение посетителей оказывают влияние не только ассортимент или цены, но и внимательность, вежливость продавцов, предоставление грамотных консультаций по продукции. Если на полках наблюдается изобилие, а при входе в магазин встречает улыбчивый персонал, шопинг становится более приятным. Всё это повышает конкурентные преимущества и делает магазин более посещаемым.

Мерчандайзинг в магазине

Главные правила мерчандайзинга в розничной торговле

При организации мерчандайзинга в магазине важно придерживаться некоторых правил, которые позволят добиться поставленных целей. В частности:

  • Контроль сезона – относится ко многим типам товара, таким как одежда, обувь, аксессуары. Вряд ли можно повысить продажи мороженого зимой или сапог летом.
  • Повышенное внимание на активные зоны – так называемые горячие точки, где совершается наибольшее количество покупок.
  • Соотношение дохода и места – чем больше прибыли приносит товар, тем лучшее место ему следует предоставить.
  • Контроль качества продукта – требует наличия сертификатов, соблюдения сроков годности, иначе можно уменьшить лояльность клиентов.

Профессионально организованный мерчандайзинг поможет эффективно продемонстрировать продукцию и побудить клиента к покупке. Использование его инструментов и правил обеспечивает эффективное увеличение продаж и позволяет повысить прибыль розничного магазина без дополнительных усилий со стороны персонала.