Качественный мерчандайзинг повышает продажи и увеличивает прибыль, поэтому его постоянный контроль является одной из составляющих в оценке эффективности работы компании. Благодаря отслеживанию результатов можно оценивать успешность деятельности предприятия, обеспечивать принятие правильных управленческих решений, способствовать привлечению покупателей.

 Контроль мерчандайзинга

Стандарты мерчандайзинга

Чтобы грамотно контролировать работу мерчандайзинга, важно знать, какие стандарты используются в этой системе. Их перечень носит название мерчандайзинг-бук и требует использования определенной стратегии выкладки и выбора ассортимента под каждую торговую точку. Как правило, стандарты включают в себя следующие пункты:

  • обязательный ассортимент;
  • правила поставок продукции;
  • порядок выкладки товаров на полках;
  • правила устройства промо-акций;
  • стандарты использования POS-материалов;
  • правила заполнения карточки магазина;
  • стандарты работы с персоналом.

 

Как проводить аудит для контроля мерчандайзинга

Оценка эффективности мерчандайзинга проводится на основании таких показателей, как выручка и прибыль на каждый квадратный метр торгового зала. Иногда руководство отслеживает только один из этих параметров, но для контроля важно делать анализ и того, и другого, чтобы понимать, насколько эффективно используется торговая площадь под каждый тип товара.

Оценку проводят как для целых категорий продукции, так и для групп или подгрупп внутри категорий. Часто аудит предусматривает анализ отдельных позиций или торговых марок. На основании динамики выбранных товаров можно определить, дают ли результаты мероприятия по мерчандайзингу.

Аудит мерчандайзинга

Чтобы оценить эффективность применения торговых площадей, следует выяснить долю каждой категории товара во всем пространстве магазина. Общую торговую площадь измеряют несколькими способами:

  • учитывают только те квадратные метры, которые заняты торговым оборудованием;
  • принимают во внимание площадь всего полочного пространства.

Для расчета коэффициента по обороту долю товарной категории в выручке делят на ее долю в занимаемой площади торгового зала. Если полученное значение намного превышает 1, это значит, что рассматриваемые категории имеют недостаточно места для выкладки. Если коэффициент ниже 1, с большой вероятностью товар занимает больше площади, чем это нужно для повышения продаж.

Что входит в контроль мерчандайзинга

При проведении контроля мерчандайзинга важно читывать три составляющие – план зала, планограммы и отдачу с полочного пространства.

Контроль мерчандайзинга: что входит

Контроль планограмм

Планограмма является детальной схемой размещения продукции, которая может выглядеть как картинка с указанием места товара на полке или в виде таблицы с фейсами и артикулами. Оптимально использовать как таблицы, так и изображения, что позволяет более качественно контролировать эффективность мерчандайзинга.

Выкладка на планограмме может быть вертикальной или горизонтальной. Первая принимает во внимание поведение посетителей и требует располагать товары с учетом того или иного уровня. Так, на уровне глаз размещаются наиболее приоритетные позиции, а на уровне кистей рук – продукты первой необходимости.

Горизонтальная выкладка осуществляется на основании среднего роста человека. В частности, уровень глаз – это расположение товара на высоте от 1,2 до 1,7 мм, а уровень ног – до 0,6 м. Важно постоянно контролировать принятые стандарты выкладки, поскольку от этого во многом зависит общий объем продаж.

Контроль плана торгового зала

Контроль мерчандайзинга всегда выполняется с учетом схемы площади магазина и расположения торгового оборудования. Под планом зала понимают чертеж помещений, где четко указаны места размещения стеллажей, витрин, холодильников. Дополнительно в плане могут прорисовываться дополнительные объекты, такие как кассовые зоны, выходы, места расположения весов.

При работе с торговыми площадями следует принимать во внимание общий трафик посетителей. Торговое оборудование всегда расставляется таким образом, чтобы продукция с высоким спросом размещалась в зоне прямой видимости. Этот момент обязательно поддается контролю и предусматривает предварительное распределение категорий товара для ускорения анализа.

Также контроль мерчандайзинга предполагает оценку горячих и холодных зон с определением тех стеллажей, которые отличаются наивысшими показателями продаж. Такие товары необходимо размещать в зонах с наиболее высоким трафиком, что позволит увеличить выручку и прибыль магазина.

Контроль отдачи с каждого метра полки

Контроль планограммы и схемы торгового зала позволяет более эффективно размещать товары, бренды, торговое оборудование. Однако немаловажное значение в анализе мерчандайзинга играет еще один фактор – отдача с квадратного метра полочного пространства. Для расчета этого показателя необходимо владеть следующей информацией:

  • размеры торгового оборудования;
  • размеры товарных позиций, расположенных на торговом оборудовании;
  • количество продуктов, размещенных на оборудовании.

При расчете коэффициента можно более качественно анализировать ассортимент и определять эффективность мерчандайзинга. Показатель позволяет повышать или снижать присутствие продукции на полках, а также избавляться от излишков или решать проблему недостаточного количества товара на полочном пространстве. Если рассчитать отдачу для той или иной товарной категории, можно будет вычислить товары с пониженным или повышенным спросом и получить объективную оценку использования торгового зала.

Контроль мерчандайзинга поможет улучшить показатели выручки, позволит избегать нехватки или излишков товарных позиций. Постоянное отслеживание работы магазина гарантирует соблюдение договоров с поставщиками, обеспечивает правильную выкладку товаров, а также делает посещение магазина более приятным для покупателя.